Автохромные снимки начала века — это редчайшие фотографические памятники. Способы их копирования, разработанные братьями Люмьерами, не нашли практического применения, сделав «Автохром» своеобразным дагеротипом цветной фотографии — уникальным изображением, существующем в одном-единственном экземпляре.
Автохромные снимки начала века — это редчайшие фотографические памятники. Способы их копирования, разработанные братьями Люмьерами, не нашли практического применения, сделав «Автохром» своеобразным дагеротипом цветной фотографии — уникальным изображением, существующем в одном-единственном экземпляре.
Время не щадило ни хрупкой стеклянной основы пластинок, ни сложной фотоэмульсии, которая под действием влаги и воздуха теряла яркость, жухла или совсем гибла, отслаиваясь от основы. Поэтому очень важно выявить и сберечь эти уникальные памятники, донесшие до нас цвета почти вековой давности. 1907 год — особая дата в истории цветной фотографии, в этот год изобретатели кинематографа братья Огюст и Луи Люмьеры выпустили в продажу свою знаменитую фотопластинку «Автохром», сделав цвет достоянием всех фотолюбителей. Предыстория этого события насчитывала почти полстолетия.
Автохромные пластинки - фотопластинки с трехцветным нерегулярным растром, применявшиеся для получения цветных фотографических изображений по аддитивному способу. В автохромных пластинках трехцветный растр из уложенных в один ряд крахмальных зерен, окрашенных в синий, зеленый и красный цвета, находился между стеклом и светочувствительным галоидосеребряным слоем. При съемке, которая проводилась на пластинку со стороны стекла, окрашенные частички растра служили зональными цветоделящими светофильтрами. После обработки с обращением экспонированной пластинки получалось цветное позитивное фотографическое изображение в одном экземпляре, состоящее как бы из трех вложенных друг в друга частичных одноцветных изображений - синего, зеленого и красного. Автохромные пластинки были впервые выпущены фирмой Люмьер во Франции в 1907 году.
В 1906 году почти одновременно братья Люмьер и независимо от них Фенлей запатентовали два варианта нового типа цветного растра, состоявшего из маленьких, тесно прилегающих друг к другу кружочков, окрашенных в три основных цвета. Растр братьев Люмьер лег в основу процесса «Автохром», а усовершенствованный растр Фенлея позже был применен в пластинке «Педжет».
Получившие широкую известность автохромные пластинки производились французской фирмой Люмьер в Лионе. Специально изготовленные и окрашенные оранжево-красные, зеленые и сине-фиолетовые зерна картофельного крахмала одинаковой величины тщательно смешивались в следующей пропорции: оранжево-красных—3 части, зеленых— 4, сине-фиолетовых—2. Диаметр зерна был равен приблизительно 0, 01 мм. На пластинку 13x18 см приходилось до 200 млн. таких зерен.
Окрашенные крахмальные зерна просеивали из сита на стеклянную пластинку, покрытую специально подобранным клеем, и прикатывали к ней. При этом было важно, чтобы не образовывались скопления одинаково окрашенных зерен и чтобы отдельные зерна не накладывались друг на друга. Небольшие промежутки между зернами заполнялись угольной сажей. Для создания водонепроницаемости этот слой покрывался лаком и затем поливался панхроматической фотоэмульсией.
При съемке пластинка поворачивается к объективу стеклянной стороной, и лучи света, прежде чем упасть на фотографический слой, должны были пройти через слой крахмальных зерен. Кроме того, при съемке на автохромную пластинку необходимо было пользоваться специальным желтым светофильтром. Проходя через фильтр и растр, световой поток ослаблялся настолько, что по Ваткинсу, чувствительность в зависимости от источника света составляла Г—3°, т. е. почти в 60 раз ниже, чем у обычных фотопластинок с эмульсией той же чувствительности. Однако при ярком солнечном свете и диафрагме 4, 5 на «Автохром» можно было снимать с выдержкой всего около 2 секунд. Этого было вполне достаточно для пейзажной, портретной, архитектурной и репродукционной съемки. Неудобства, связанные с низкой чувствительностью, искупались высоким качеством и простотой обработки пластинок.
Механизм получения цветного изображения на растровых пластинках был достаточно прост. Представим, что мы снимаем объект, соответствующий по цвету зеленому крахмальному зерну. Значит, свет попадает на фотоэмульсию только за зелеными зернами крахмала, а красные и синие его не пропускают. В месте засветки после проявления пластинки в обычном черно-белом проявителе появятся черные точки.
Если рассматривать негатив на просвет, зеленого цвета не будет видно. Свет сможет проходить только сквозь красные и синие зерна, создавая цветное негативное изображение объекта в дополнительных цветах. В результате последующего обращения негатива получается позитивное изображение, через которое могут проходить только зеленые лучи, а позади красного и синего крахмальных зерен образуется непрозрачный серебряный осадок. Теперь предмет виден в натуральном цвете.
При передаче дополнительных цветов используется тот же механизм, а яркость и насыщенность цветов воспроизводятся за счет большей или меньшей насыщенности (прозрачности) образующихся позади зерен растра прочернений.
Существует мнение, что пластинки с цветным растром обладали тем недостатком, что с них нельзя было делать копий, т. е. надо было снимать столько раз, сколько желательно иметь позитивов. Но это не так. Братья Люмьер разработали специальный копировальный ящик, в котором с помощью солнечного света на автохромных пластинках удавалось получать отличные копии снимков с цветным растром. Был разработан и другой способ—отфиксированную автохромную пластинку после первого проявления использовали как цветной негатив, печатая позитивы с однократным проявлением.
Более серьезным недостатком была низкая чувствительность «Автохрома». Чтобы исправить его, были предприняты попытки снизить плотность растра, заменив крахмал мельчайшими каплями смолы, заполняющими поверхность пластинки без промежутков, или просто создав пластинку с отдельным растром. Это позволило повысить чувствительность почти в два раза, но проблемы не решило.
Братья Люмьер, продолжая совершенствовать свой растр, параллельно сумели создать методику съемки на «Автохром» со вспышкой, разработав специальные светофильтры и горящие смеси. Это помогло «Автохрому» надолго стать признанным лидером в области цветной фотографии. В 1928 году А. М. Донде писал: «Трудно предусмотреть сейчас, на каком пути лежит усовершенствование способов цветной фотографии, но можно убежденно сказать, что автохромный процесс Люмьера решил вопрос в размере, совершенно достаточном для научной работы, для фотографирования в путешествии с научной целью и притом способом, вполне простым и удобным для работы фотографа-любителя и, вообще, настолько общедоступным, что получение цветного снимка немногим труднее получения обыкновенного негатива».
Уже в 1907—1908гг. способ братьев Люмьер завоевал широкое признание среди профессионалов и фотолюбителей. Несмотря на высокую стоимость фотопластинок, началось массовое увлечение цветной фотографией. Автохромные снимки, исполненные ведущими фотохудожниками, появились на Международных фотографических выставках и в печати.
Еще одной областью, где нашли применение цветные автохромные пластинки, стала стереоскопическая фотография. При рассматривании стереоскопических цветных растровых снимков сквозь линзы стереоскопа зернистая растровая структура двух изображений сливалась и исчезала, оставляя лишь цветовые блики на белых местах снимка. Это позволяло уменьшить формат снимка, сохраняя все мельчайшие цветовые пятна объекта.
Почему же этот простой и достаточно качественный метод оказался тупиковым на пути развития цветной фотографии? Ведь практически все крупнейшие фирмы вслед за «Автохромом» создали свои растровые цвето — фотографические материалы («Педжет», «Агфа», «Дюфейколор», «Кодаколор»). Конечно, одной из причин была низкая чувствительность этих материалов, но более серьезной проблемой стала зернистость изображения. Общая тенденция в фотографии к уменьшению формата кадра потребовала создания цветных материалов с высокой разрешающей способностью. А возможность уменьшения зерен растра имела свой предел. На смену господствовавшей более четверти века растровой фотографии пришла новая технология, основанная на применении многослойных фотоэмульсий, развитие которых продолжается и сегодня.
86 jpg | 1789 ~ 3467 pix | 144.29 Mb
Скачать: Первые Автохромные фотографии 1906-1927 г.г.
Если вам понравилась новость, поделитесь с другими:
Для того, чтобы скачать Первые Автохромные фотографии | 1906-1927 | The first Autochrome photos, воспользуйтесь ссылками чуть выше. Вы можете выставить свою оценку шаблону Первые Автохромные фотографии | 1906-1927 | The first Autochrome photos сразу под его описанием. Если вам понравился этот шаблон, вы можете им поделиться с друзьями - как вы видите, на странице представлены кнопки социальных сетей, с помощью которых вы можете легко расшарить эту новость в соцсетях, и ваши знакомые тоже смогут создать с помощью шаблона Первые Автохромные фотографии | 1906-1927 | The first Autochrome photos красивое изображение. Или подыскать на нашем сайте другое, более им подходящее. Например, один из шаблонов, представленных ниже в колонке "Похожие новости по теме". Еще чуть ниже - список последних, самых новых шаблонов. На нашем сайте вы можете найти самые разнообразные шаблоны на любой вкус: для мужчин и женщин, для детей и взрослых, свадебные, новогодние, школьные, семейные, пейзажные, праздничные (Рождество, день святого Валентина, 23 февраля, 8 марта)... Кроме того, у нас есть костюмы, фоны, текстуры, клипарты, виньетки и многое другое. Просто воспользуйтесь меню в левой колонке, чтобы найти нужную тематику, или поиском по сайту в правой колонке. А если вы сами являетесь дизайнером, то вы можете зарегистрироваться на нашем сайте и публиковать свои шаблоны - у сайта topramka.ru большая посещаемость и ваши шаблоны увидит множество людей. Регистрация простая и займет у вас не больше пары минут.