Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704, Сен-Кантен – 1788) - знаменитый французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные, интимные (погрудные или поясные). Работал по заказам короля, королевской семьи, двора, богатых буржуа, а также представителей литературных, художественных и театральных кругов.
Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704, Сен-Кантен – 1788) - знаменитый французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные, интимные (погрудные или поясные). Работал по заказам короля, королевской семьи, двора, богатых буржуа, а также представителей литературных, художественных и театральных кругов. Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II. Решение Латура стать пастелистом возникло, очевидно, под впечатлением от искусства итальянской художницы-пастелистки Р. Каррьеры, которая посетила Париж в 1720-1721 гг. В 1737 году Латур был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и с этого момента вплоть до 1765 года регулярно выставлялся в парижском Салоне.
Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кентен, и явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников. Чрез несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре, случайно приобрел благорасположение к себе английского посланника при французского дворе, взявшего его с собой в Египет, и работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного «английского» живописца.
Занявшись в течение двух лет усовершенствованием себя в рисунке, через то достигнул в пастельном роде живописи такого мастерства, равным которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть, из следовавших за ним пастелистов. Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе.
Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств; в 1746 году он был избран в ее действительные члены. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» — 1743 г., Париж, Лувр; «Портрет Шардена» — 1761 г., оба — Париж, Лувр). Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» — Женева, Музей искусства и истории). Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» — ок. 1736-1737 гг., Париж, Лувр).
Проницательный аналитик и тонкий психолог, он умел передать не только индивидуальное своеобразие внешнего облика модели, но и характер человека, его темперамент, эмоциональное состояние. Замечательный физиономист, он обладал редкой способностью запечатлеть подвижную мимику человеческого лица, живой блеск глаз и выразительную улыбку — то озорную, лукавую, кокетливую, то насмешливо-ироническую, надменно-любезную, высокомерно-снисходительную или добродушно-благожелательную. Для ранних его портретов характерны жанровая повествовательность, разнообразие композиционных решений, непринужденные и естественные позы персонажей, экспрессивная мимика. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. Неотъемлемой частью творческого наследия мастера являются так называемые preparations — подготовительные эскизы, которые ввиду их формальной и образной завершенности имеют самостоятельную художественную ценность. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» — Стокгольм, национальный музей; «Preparation к портрету маркизы де Курси» — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе).
Современники утверждали, что Латур заставлял портретируемого очень долго позировать, назначая многократные сеансы, поэтому слишком нетерпеливые клиенты предпочитали обращаться к Ж. М. Наттье, который писал значительно быстрее. Гордый, независимый, не склонный заискивать перед богатыми меценатами, Морис Кантен де Латур стремился заставить своих высокопоставленных заказчиков уважать труд и достоинство художника. Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели — в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Влияние Латура испытали многие французские портретисты, в том числе его ученик Ж. Дюкре, а также Л. Дюпон и Ж. Б. Перроно.
По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство; с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. Наибольшее число их находится в сен-кентенском музее; их собрано также немало в луврском музее, в Париже. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени.
Интересно сравнить картины Мориса Кантена де Латура и Розальбы Каррьеры (Розальба Каррьера (итал. Rosalba Carriera, 7 октября 1675, Кьоджа — 15 апреля 1757, Венеция) — итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, один из главных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.) оказавшей влияние на творчество Мориса Кантена де Латура: (работы Мориса Кантена де Латура слева)
Если вам понравилась новость, поделитесь с другими:
Для того, чтобы скачать Морис Кантен де Латур | XVIIIe | Maurice Quentin de La Tour, воспользуйтесь ссылками чуть выше. Вы можете выставить свою оценку шаблону Морис Кантен де Латур | XVIIIe | Maurice Quentin de La Tour сразу под его описанием. Если вам понравился этот шаблон, вы можете им поделиться с друзьями - как вы видите, на странице представлены кнопки социальных сетей, с помощью которых вы можете легко расшарить эту новость в соцсетях, и ваши знакомые тоже смогут создать с помощью шаблона Морис Кантен де Латур | XVIIIe | Maurice Quentin de La Tour красивое изображение. Или подыскать на нашем сайте другое, более им подходящее. Например, один из шаблонов, представленных ниже в колонке "Похожие новости по теме". Еще чуть ниже - список последних, самых новых шаблонов. На нашем сайте вы можете найти самые разнообразные шаблоны на любой вкус: для мужчин и женщин, для детей и взрослых, свадебные, новогодние, школьные, семейные, пейзажные, праздничные (Рождество, день святого Валентина, 23 февраля, 8 марта)... Кроме того, у нас есть костюмы, фоны, текстуры, клипарты, виньетки и многое другое. Просто воспользуйтесь меню в левой колонке, чтобы найти нужную тематику, или поиском по сайту в правой колонке. А если вы сами являетесь дизайнером, то вы можете зарегистрироваться на нашем сайте и публиковать свои шаблоны - у сайта topramka.ru большая посещаемость и ваши шаблоны увидит множество людей. Регистрация простая и займет у вас не больше пары минут.